Круги и перевороты Врубеля. Спустя 3 года после смерти Михаила Александровича Врубеля его любимая и единственная жена Надежда Ивановна Забела по одной из версий в возрасте 45 лет сильно простыла и вскоре погибла от чахотки. По другим данным в официальном заключении причиной смерти было указано самоубийство. Сам Врубель умер в 1910 году в психиатрической лечебнице по схожей причине – от намеренного воспаления лёгких. Дело в том, родные обнаружили, что он специально стоял на сквозняке под форточкой, чтобы заболеть и отойти в мир иной. С него пытались брать обещание, что такое не повторится, но, как вы понимаете, в итоге Михаил Александрович всё-таки добился своего. А хотеть умереть Врубелю было от чего. 54-летний художник проводил последние годы своей жизни практически слепым. Последняя картина, портрет поэта Брюсова, была написана в далёком 1906 году, т.е. за 4 года до смерти, но уже тогда по словам очевидцев ему приходилось практически в упор рассматривать холст и кого он рисует, чтобы что-то увидеть. Конечно же, потеря зрения стала страшнейшим ударом - Михаил Александрович больше не мог заниматься самым главным в своей жизни, тем, что годами вырывало его из лап безумия и демонов. Возможно, что после этого он держался только благодаря Надежде Ивановне Забеле, которая регулярно навещала своего мужа в психиатрических лечебницах и пела ему, потому что он любил её голос. Но до тех пор, пока зрение всё ещё было при нём, Михаил Александрович постоянно рисовал, даже находясь в лечебницах. Больничные комнаты, койки, вид из окна, кусты – всё, что его окружало, превращалось в рисунки. Правда уже чёрно-белые, потому что теперь его инструментом стали не цветные масляные краски, как раньше, а обычный графитовый карандаш. Михаил Александрович периодически страдал от мании величия, слуховых галлюцинаций и депрессии. Но врачи отмечали, что даже в самые тяжёлые моменты в нём продолжал жить ищущий художник и когда он рисовал, то его состояние улучшалось. Последние его действительно великие картины были написаны в периоды ремиссии уже в психиатрической лечебнице, куда его поместили в 1904 году после очередного рецидива. Одна из них известна под разными названиями – “Шестикрылый серафим” или “Азраил” – и на ней изображён мятежный дух Ангела Смерти, сообщающего о неотвратимости грядущего и наказания. Эта работа визуально близка к написанным ранее демонам. Более того, многие и воспринимают её именно как четвёртую картину демонической серии. Чтобы написать вторую картину - “Жемчужная раковина” - Михаил Алексадрович сделал огромное количество эскизов, в которых ощущается что-то навязчивое, компульсивное, безудержное. Он пытался изобразить игру света в динамике, уловить и передать переливы перламутра на поверхности морской раковины. Но кроме того, Михаил Александрович добавил ещё и сказочных персонажей, которые мне кажутся неуместными на этом полотне, но через которых художник как будто говорит нам: “Я всё ещё Врубель”. На протяжении своей жизни Михаил Александрович побывал в разных психиатрических больницах. Т.к. по началу состояние не было критичным, то через какое-то время его каждый раз выпускали. А уже окончательно и фактически до самого конца он слёг в 1903 году после смерти единственного сына, Саввы, который не дожил 4 месяца до своего 3-летия. Ребёнка назвали в честь Саввы Мамонтова, мецената, который сильно выручал художника деньгами и помогал найти заказы. Весной 1902 года Врубеля выписали из очередной лечебницы, и через некоторое время он отправился с семьёй в поездку, во время которой в холодном поезде лёгкая простуда маленького Саввы перешла в крупозное воспаление лёгких. Когда его привезли ко врачу, уже было поздно. Врубель представил свою картину “Демон поверженный” в том же 1902 году, но ещё до смерти сына и до лечебницы. Уже на выставке каждое утро он всё продолжал переписывать лицо демона – тот то плакал, то был в ярости, то был красив, то ужасен. Что это было? Пытался ли в те моменты Врубель найти то единственное, правильное выражение, которое он хотел передать, или же его одолевали постоянно сменявшие друг друга и одновременно сосуществовавшие переживания, и он не мог остановиться на чём то одном?? После той выставки Михаила Александровича положили в лечебницу. Можно подумать, что работа над Поверженным Демоном истощила душевные силы художника, но если подумать, то возможно, что именно она то его и удерживала какое-то время. Надо сказать, что не только смерть, но и рождение сына в 1901 году стало для Врубеля серьёзным испытанием и весьма пошатнуло его состояние. Дело в том, что Савва родился с заячьей губой и, хотя после операции известный дефект был устранён, но художник всё-равно воспринял это как признак вырождения рода и считал себя в этом виноватым. Окружающие уже в то время стали замечать что-то странное в поведении Михаила Александровича, но большого значения этому пока ещё не придавали. В 1899 году Михаил Александрович с сильнейшим увлечением и возбуждением начал работу картиной “Демон летящий”, которая должна была стать второй в серии, но которую он в итоге забросил. Причина этого неизвестна, но похожий симптом впоследствии описал лечащий врач Врубеля Усольцев: “Часто случалось, что, тщательно вырисовав какую-нибудь деталь, уголок картины и общими штрихами наметив ее образ, он бросал свое произведение, и оно так и оставалось неоконченным. Новые возникшие образы вытесняли старые”. Несмотря на незаконченность картины, многими отмечен интересный факт, что поза летящего демона при перевороте картины соответствует позе поверженного демона, что по мнению специалистов является одним из примеров, когда персонаж картины Врубеля из одного состояния переходит в другое, как например Царевна-Лебедь в виде девушки на одной работе и в виде птицы на другой. В том же году 1899 году умер отец Врубеля, которого, кстати, звали Александр Михайлович (перевёрнутое имя и отчество), что, конечно, могло оказать влияние и на работу над картиной и на состояние Михаила Александровича. Cамыми счастливыми годами жизни для Михаила Александровича оказались последние 5 лет 19 века. Именно тогда он встретил Надежду Ивановну Забелу. Она была оперной певицей, и их знакомство состоялось на одной из её репетиций в театре. Ему было уже 40, как и её отцу, когда она родилась, он был старше её на 12 лет и беден. Спустя несколько дней Врубель сделал предложение, которое она приняла при условии, что он пишет картину с ней и другой актрисой в сценическом образе. Картина называется “Гензель и Гретель”. Семейные финансовые вопросы главным образом лежали на Надежде Ивановне Забеле – Михаил Александрович никогда не умел распоряжаться деньгами и приумножать их, но зато успешно и быстро спускал их. Но похоже, что это их обоих мало заботило. Оба были творческими людьми и, как сказали бы в наше время, командой. Врубель посещал все выступления жены, сочинял для неё костюмы, декорации и рисовал её в разных сказочных образах. Надежда Ивановна стала него музой, источником вдохновения, и благодаря ей он обрёл короткий период счастья и душевного спокойствия. Не смотря на всё, что на неё обрушилось впоследствии сначала из-за чудачеств мужа, а затем и последующего его безумия, она оставалась с ним и продолжала его вытягивать до самого конца. До знакомства с будущей женой Врубель жил раздольной и разгульной жизнью, кутил, сорил деньгами, спускал все деньги на одежду и духи. В 1891 году заболел сифилисом. В том числе, из-за этого Михаил Александрович в будущем считал, что Савва родился с заячьей губой. И именно осложнением сифилиса врачи в будущем и объясняли наступившее безумие. Более того, обычно эта болезнь бьёт по нервной системе и головному мозгу гораздо быстрее, а Врубель продержался весьма и весьма долго. Конечно, болезнь оказала своё сильнейшее негативное влияние. Но в ней ли всё дело? Друг Врубеля рассказывал, что однажды на речке увидел у того на груди шрамы. На вопросы об их происхождении Михаил Александрович поведал, что безответно любил женщину и никак не мог до неё достучаться, поэтому он резал себя по груди, т.к. от боли становилось легче переносить страдания. Большинство биографов утверждают, что этой безответной любовью была Эмилия Львовна Прахова, жена работодателя Врубеля в Киеве, где он расписывал Кирилловскую церковь. Свои чувства к этой женщине художник даже и не думал скрывать, чем по началу забавлял всех, а потом, стал раздражать и досаждать. Михаил Александрович даже писал некоторые работы с возлюбленной – внешнее сходство с его “Богоматерью с младенцем” заметил и муж Праховой. Естественно, что через какое-то время от его услуг отказались. За Врубелем числились разные чудачества. Так однажды в Киеве в кругу знакомых художников Михаил Александрович объявил, что ему нужно ехать на похороны отца, а денег нет. Все тогда вошли в положение и скинулись на дорогу. Но вскоре обнаружилось, что родитель вполне себе живой и помирать на тот момент не собирался. Что это было? Хитрый способ добыть денег на жизнь? Шутка? Или это один из первых случаев бреда? Ещё есть короткая занимательная история про то, что однажды для одной из картин Врубеля нашёлся покупатель, но когда тот пришёл с деньгами, то оказалось, что поверх уже практически проданной работы художник успел написать что-то другое и объяснил это тем, что ему очень хотелось рисовать, а другого холста не оказалось. В Киев Врубель приехал в возрасте 28 лет, когда закончил Академию искусств. Он отправился туда по приглашению для реставрации фресок и создания новых изображений в Кирилловской церкви, при которой (ох уж эта насмешка судьбы) была психиатрическая лечебница. Прежде, чем связать жизнь с искусством, Михаил Александрович получил высшее юридическое образование, но двигаться дальше в этом направлении не захотел и занялся творчеством. Вообще парень был он очень умный, обладал эйдетической памятью и гимназию закончил с золотой медалью. Однако, некоторые пишут, что с семнадцатилетнего возраста иногда впадал в оцепенение, переставал реагировать на окружающих и появлялись речевые спазмы. Если повзрослевшего Врубеля характеризуют как франта и гуляку, то в ребёнком он, напротив, был тихим, слабым, замкнутым и нелюдимым . Отец Михаила Александровича, Александр Михайлович, был военным и поэтому детство его детей прошло в переездах по службе по разным городам. Когда Михаилу Александровичу исполнилось 7 лет, к семье присоединилась 35-летняя Елизавета Христиановна Вессель, ставшая мачехой, но доброй. Она была пианисткой и хорошо относилась к детям. Некоторые считают, что это именно её заслуга, что маленький слабый Врубель встал на ноги и приобщился к миру искусства. Когда Михаилу Александровичу было от 3 до 7 лет, умерли его младшие брат и сестра, Александр и Катя, и он остался со старшей сестрой Аней, которую звали, как и маму, Анну Григорьевну Басаргину. О своей матери Врубель делился воспоминанием, в котором та лежала в кровати больная и вырезала для него и сестры «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры». Она умерла от чахотки в 1958 спустя 3 года после рождения Михаила Александровича Врубеля. PS Смерть матери оказала на Михаила Александровича огромное влияние. Вероятно, её уставший, болезненный образ нашёл своё отражение в его женских персонажах, Демонах, Азраиле и в девушках, в которых художник влюблялся. Самое потрясающее подтверждение этого — это ранняя картина Врубеля “Свидание Анны Карениной с сыном”, на которой мать перед смертью приходит к сыну, а в её лице легко узнаются те самые черты Демонов, которых ещё только предстояло написать в будущем. По моему личному впечатлению эта картина является квинтэссенцией всего творчества Врубеля и его самого, того, что он не мог выразить словами.